Межзубный сигматизм наиболее распространен в группе свистящих. Характерный для звука [С] свист отсутствует. Вместо свиста слышится более низкий и слабый шум, обусловленный прокладыванием языка между зубными рядами.
Причинами межзубного сигматизма у дошкольников часто являются:
вредные привычки;
нарушения развития челюсти и языка;
нарушения ротового и носового дыхания;
инфантильное глотание (глотание с упором языка в нижнюю челюсть);
и, конечно же, дизартрические нарушения
Чаще всего на практике встречаются именно дизартрические нарушения:
Дизартрия является следствием поражения ЦНС, при котором расстраивается двигательный механизм речи (недостаточность иннервации речевой мускулатуры)
При межзубном сигматизме чаще всего наблюдается:
гипотония (снижение тонуса мышц) кончика и передней части языка (вследствие нарушения иннервации подъязычного нерва) - язык вялый не удерживается в полости рта;
губы вялые, не могут плотно смыкаться. В силу этого рот полуоткрыт;
саливация.
Данные проявления напрямую связаны с нарушениями ЦНС, поэтому при дизартрических нарушениях требуется консультация и лечение у врача невролога
При таком нарушении характерный для звука [С] свист отсутствует. Вместо свиста слышится звучание похожее на смягчённый звук [Ш] : собака – «ш’абака», бусы - «буш’и», лес- «леш’ »,
Причинами возникновения шипящего сигматизма у дошкольников часто являются:
нарушения развития челюсти и языка;
снижение физиологического слуха;
нарушение фонематического слуха;
Чаще всего на практике встречаются дизартрические нарушения.
Дизартрия является следствием поражения ЦНС, при котором расстраивается
двигательный механизм речи (недостаточность иннервации речевой мускулатуры)
При шипящем сигматизме наблюдается гипертонус мышц языка (мышцы языка напряжены), спинка языка напряжена и приподнята.
Данные проявления напрямую связаны с нарушениями ЦНС, поэтому при
дизартрических нарушениях требуется консультация и лечение у врача невролога
Произношение у детей при данной форме дизартрии нарушено вследствие недостаточно четкой артикуляционной моторики, речь несколько замедленна, характерна смазанность при произнесении звуков.
Степень нарушения речевой или артикуляционной моторики может быть различной: легкая, средняя, тяжелая.
Произносительная сторона речи при данной форме дизартрии часто характеризуется следующим:
Особую трудность представляют свистящие звуки[с], [с’], [з], [з’] - спинка языка напряжена и приподнята.
Нарушаются звуки, требующие тонких дифференцированных движений кончика языка ([ш], [ж], [л], [ц], [ч]).
Звонкие звуки произносятся с недостаточным участием голоса, в результате пареза голосовых складок.
Из-за напряжённости губ страдают лабиализация гласных и губных согласных.
Нарушены голос, дыхание, интонационно-мелодическая сторона речи.
Отмечается усиление саливации (слюны) и гиперназальность (произнесение "в нос")
Сроки коррекции произношения при дизартрии зависят от тяжести речевого дефекта, возраста и индивидуальных особенностей ребенка, от своевременного неврологического лечения и участия в коррекционной работе родителей.
Развитие слуховых функций: направленности слухового внимания, объёма, концентрации.
Развитие фонематического восприятия, простых видов фонематического анализа и синтеза.
Формирование общих речевых навыков:
- устранение недостаточности развития мимической и речевой моторики;
- развитие дыхательной и голосовой функций;
- отработка сохранных и опорных звуков.
Создание акустического и артикуляционного образа звука.
Постановка звука [С] с учетом характера нарушения звукопроизношения.
Выработка правильного звучания изолированного звука [С] .
Автоматизация в слогах и в слоговых рядах.
Автоматизация в словах.
Автоматизация в словосочетаниях.
Автоматизация в предложениях.
Автоматизация в потешках, чистоговорках, стихотворениях, скороговорках.
Автоматизация при пересказах, в самостоятельной речи.
Выработка изолированного произнесения звука [С] от опорного звука [И]
Автоматизация звука [С] в слогах и слоговых цепочках